Зарегистрировался пользователь!

За сегодня зарегистрировалось
1
чел.
0

0

Предметы

Пономарева А. С. Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Опубликовать статью

Пономарева Анна Сергеевна
Учитель биологии МАОУ СОШ № 2 имени И. М. Суворова
ст. Павловской Краснодарского края

Одной из главных приоритетных и актуальных задач современной школы является формирование функциональной грамотности учеников.

Ключевой вопрос исследования PISA — «Имеет ли возможность выпускник основной школы приобрести знания и умения для того, чтобы применить их в жизненных ситуациях. Сможет ли выпускник вполне успешно функционировать в современном обществе?» Основными областями для оценки образовательных достижений являются математическая грамотность, грамотность чтения, естественнонаучная грамотность.

Моя задача, как учителя, формировать у учеников главные компетенции: научное объяснение явлений, понимание особенностей естественнонаучного исследования и умение интерпретировать данные, использовать научные доказательства для получения выводов. Обучающиеся должны научиться использовать знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным

Естественнонаучная грамотность — это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Академик А.А. Леонтьев определяет «функционально грамотным» человека, который «способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

По результатам исследований школьники слабо справляются с заданиями:

▪ содержащие большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;

▪ составленные на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать умения, самостоятельно определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;

▪ требующие привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащие избыточную информацию и лишние данные;

▪ комплексные и структурированные, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Основными методами формирования функциональной грамотности, используемые на уроках биологии являются:

1. Проектный. Он направлен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных группах.

2. Работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.

3. Моделирование и составление схем, диаграмм. кластеров. Этот метод позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи.

Все эти методы можно реализовать на примере урока биологии в 10 классе по теме «Биотехнология, достижения и перспективы развития»...


Подробнее в файле: Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии (.doc)


Используйте для быстрых переходов по странице
Вернуться назад