Зарегистрировался пользователь!
Пономарева Анна Сергеевна
Учитель биологии МАОУ СОШ № 2 имени И. М. Суворова
ст. Павловской Краснодарского края
Одной из главных приоритетных и актуальных задач современной школы является формирование функциональной грамотности учеников.
Ключевой вопрос исследования PISA — «Имеет ли возможность выпускник основной школы приобрести знания и умения для того, чтобы применить их в жизненных ситуациях. Сможет ли выпускник вполне успешно функционировать в современном обществе?» Основными областями для оценки образовательных достижений являются математическая грамотность, грамотность чтения, естественнонаучная грамотность.
Моя задача, как учителя, формировать у учеников главные компетенции: научное объяснение явлений, понимание особенностей естественнонаучного исследования и умение интерпретировать данные, использовать научные доказательства для получения выводов. Обучающиеся должны научиться использовать знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным
Естественнонаучная грамотность — это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Академик А.А. Леонтьев определяет «функционально грамотным» человека, который «способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
По результатам исследований школьники слабо справляются с заданиями:
▪ содержащие большой объем как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
▪ составленные на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать умения, самостоятельно определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;
▪ требующие привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащие избыточную информацию и лишние данные;
▪ комплексные и структурированные, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов.
Основными методами формирования функциональной грамотности, используемые на уроках биологии являются:
1. Проектный. Он направлен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных группах.
2. Работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.
3. Моделирование и составление схем, диаграмм. кластеров. Этот метод позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи.
Все эти методы можно реализовать на примере урока биологии в 10 классе по теме «Биотехнология, достижения и перспективы развития»...
Подробнее в файле: Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии (.doc)