Зарегистрировался пользователь!
Автор: Никонорова Екатерина Игоревна
Тема: Навык рефлексии как основной фактор формирования осознанности учащегося
Сегодняшний мир не дает человеку возможности на промедление и лишние размышления. Быстрый темп жизни, лавинный поток информации, ситуации, которые требуют быстрого принятия решений – это далеко не весь список проблем, с которым сталкивается современное человечество. От того, насколько быстро и качественно мы принимаем решения, зависит во многом наше будущее.
Конечно, знания – это фундамент для формирования интеллекта, однако достать их сегодня не составляет труда. Представьте, что вам задали прочитать маленький отрывок и объяснить своими словами, о чем идет речь:
«В статье рассматривается понятие языковой картины мира как одного из способов концептуализации действительности. Предпринимается попытка осмысления своеобразия языковой картины мира как способа представления действительности в определенном вербально-ассоциативном диапазоне». [2]
Вы прочитали и понимаете, что знаете не все термины. Что мы будем делать дальше? Мы открываем поисковик в Интернете, задаем нужный нам вопрос, чтобы найти необходимые объяснения и факты, которые далее путем когнитивной обработки превратятся в знания.
А теперь давайте обратим внимание на то, сколько действий мы проделали для того, чтобы добыть эти факты и для того, чтобы факты превратились в знания. Во-первых, нам необходим навык цифровой грамотности, чтобы как минимум знать, что такое «поисковик», и какой удобнее использовать. Во-вторых, мы должны обладать навыком критического мышления, чтобы выделить ключевые слова, а затем сформулировать ключевой вопрос для поиска информации. Далее мы должны отфильтровать надежную и критически значимую информацию, для этого нам нужно уметь отличать надежный источник от ненадежного. В заключении мы должны обработать информацию и здесь включаются навыки креативного мышления, и социальные, и навыки коммуникации. А если все это надо сделать в сжатые сроки, тогда подключим сюда еще навык самоорганизации. Итак, мы видим, что на первое место выходят навыки.
Именно такой путь проходит и наш учащийся, сталкиваясь с незнакомым материалом.
Однако, никто из нас, ни учащийся, ни учитель, не придет к нужному результату без осознания каждого шага в описанном выше процессе. Для осознания этих шагов и для их анализа нам необходим самый главный навык: РЕФЛЕКСИЯ.
Подробнее в файле: Навык рефлексии